Ассоциации

Июнь 2019

На календаре 30 мая. Последний день учебного года. Лена с Ольгой Александровной занимаются в комнате. Я шуршу на кухне. На WhatsApp приходит сообщение от Ольги Александровны.
- Это что? - кричу я с кухни.
- Посмотрите...

Лена решает примеры по математике. Сама. Рассуждает, анализирует, подбирает нужный алгоритм, без подсказок, без наводящих вопросов, без предварительного проговаривания условия. Ольга Александровна не сдержалась и похвасталась. И я не стану себя сдерживать, потому что это очень важное умение, которое показывает какие глобальные и глубинные изменения происходят в организме Лены. Скорость этих изменений нарастает, они становятся всё более очевидными.

Если раньше я спрашивала у Ольги Александровны: "Видны ли какие-то изменения у Лены?" А она отвечала: "Ну да, вроде бы что-то, где-то получше, но всё равно...". То теперь всё чаще она мне сообщает радостные вести с полей.

Наверное, уместно будет вспомнить с чего начиналась у нас математика.

Ольга Александровна обучает Лену с 2014 года, с второго класса.

2014/2015 год я помню плохо. Если мы и занимались математикой, то чем-то элементарным. В основном, там была логопедия, попевки, песенки, автоматизация звуков.
2015/2016 год знакомились с составом числа, разбирались, пытались выучить в пределах пяти. Рисовали на доске яблочки двух цветов, потом перешли на домики. Решали примеры и задачки в одно действие. Подробно разбирали условие задачи, объясняли на образах. Условие задачи Лена понимала, объясняла, но решение не получалось, путалась в цифрах, говорила наугад.
2016/2017 год изучали состав числа до десяти. При решении задач полностью озвучивали и проговаривали весь процесс: условие задачи, главный вопрос, решение, ответ. Логику задачи Лена помнила и понимала, но в решении могла ошибиться. Могла забыть цифры даже из условия задачи.
2017/2018 год стали решать примеры и задачи в два действия. Познакомились с двузначными числами и сложением в столбик.
2018/2019 год знакомились с таблицей умножения и деления, счётом двойками, тройками и пятёрками (использовали попевки Владимира Бублика), упражнялись в счёте, пытались выработать алгоритм решения арифметического действия, учились рассуждать, с помощью. Самостоятельно Лене сложно было принять решение, какой именно способ применить: прибавить (отнять) единицу или счёт двойками (тройками), или решать с помощью ассоциаций.

Состав числа у Лены до сих пор вызывает затруднение. Лена запомнила его на память, как стих. Если последовательно, всё подряд, то может рассказать, но в разброс, осознанно - это сложно, запутается. Применить практически при решении примеров без помощи не может, решает механически, пытаясь вспомнить. Лена не понимает, не может уловить закономерность состава чисел.

Большинство математических понятий абстрактны. Они плохо воспринимаются и запоминаются. У детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Ребёнок обучается счёту с раннего возраста в игровой форме: показывает свой возраст на пальчиках, пересчитывает игрушки, конфеты, предметы на картинке. Во время прогулки считает шаги, ступеньки, машины на стоянке, птиц на ветке. В движении информация запоминается гораздо быстрее и лучше, чем в неподвижном состоянии.

Оперирование цифрами требует выполнения сложных умственных действий. Нужно не только научиться правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, важно понять, что такое число, для чего оно нужно и что за ним "прячется". Ребёнку недостаточно посчитать до трех и показать цифру 3, ему обязательно нужно положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка, или показать три пальчика. У ребёнка должны сформироваться чёткие образы, привязанные к каждому числу.

Чтобы ребёнок лучше усвоил состав числа, ему предлагаются различные задания:
- разложить указанное количество предметов, создавая разные сочетания;
- дополнить число до нужного;
- закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
- дорисовать доминошки и так далее.

Чем чаще ребёнок практикуется, тем быстрее и крепче он запомнит состав числа. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма.

Когда ребёнок самостоятельно выполняет упражнения, у него подключаются все анализаторы (зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, мышечный и другие) и включаются все виды памяти. Лена же никаких упражнений не выполняла, просто не могла их выполнить.

По характеру психической активности память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Двигательная память у Лены отсутствует полностью, практически, нет тактильной памяти (сложно пощупать "фигушками"), очень плохо было с зрительной (атрофия зрительного нерва, косоглазие, не фиксировался взгляд) и совсем беда с логической памятью. Остаётся только слуховая и образная память. Не густо. Как обучать математике ребёнка с таким набором возможностей?

Мы экспериментировали с различными методиками и учебниками, как для коррекционной школы, так и для обычной. Интеллект у Лены, вроде как, сохранный, желание учиться есть, познавательная активность высокая, круг интересов широчайший, а вот с пониманием, усвоением и запоминанием проблема.

Одним из лучших способов запомнить какую-либо информацию является ассоциация. Ассоциирование - это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. Случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление. Ассоциации или связи лежат в основе памяти. Метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти.

В случае с математикой ассоциации нам здорово помогли. К каждому числу Ольга Александровна вместе с Леной придумали свой ассоциативный образ:
- два - это усики у божьей коровки или выходные дни в неделе;
-три- это лошарик (из мультфильма);
- четыре - это ножки у стола;
- пять - это звезда или рабочие дни в неделе;
- шесть - это ножки у насекомого (мухи, например);
- семь - это пятнышки у божьей коровки или неделя;
- восемь - это ножки у паука;
- десять- это пальчики на руках.
Комбинации чисел для состава числа с использованием ассоциативных образов:
- пять - это "петушок" с головкой и гребешком (2+3);
семь - это лошарик на столе (3+4) и неделя (2 + 5);
восемь - это лошарик на звезде (3+5), чётное число из двух одинаковых чисел (4+4), счёт двойками (2,4,6,8);
- девять - это стол на звезде (4+5), божья коровка с усиками и пятнышками (2+7), счёт тройками (3,6,9), муха села на лошарика (6+3);
- десять - чётное число из двух одинаковых чисел (5+5), счёт двойками (2,4,6,8,10), муха на столе (6+4), божья коровка на лошарике (7+3).

При решении примеров до пяти используем правило прибавления (отнимания) единицы и счёт двойками (2,4). С соседними числами у Лены бывают проблемы, путает предыдущее число с последующим и путает действия, толи прибавить единицу, толи отнять. А вот с получением чётного числа из двух одинаковых чисел проблем нет, знает наизусть. Простые примеры может решать в уме, более сложные решает вслух, рассуждая. Главное проследить, чтобы в своих рассуждениях она не ушла в сторону.

Не смотря на отсутствие базовых знаний и умений по математике, мы идём дальше и уже знакомимся с делением, умножением, прибавлением в столбик и так далее. Это противоречит всем нормам и правилам обучения, но Лена физически, пока, не может усвоить этот материал. Зачем её сейчас этим мучить? Талдычить одно и то же и стоять на месте - это скучно и не интересно. Новый материал повышает мотивацию и желание учиться.

Ассоциации - это временный выход, чтобы не стаять на месте. По мере восстановления моторики, Лена будет включаться в практическую деятельность, а пока... Решая механически, по шаблону Лена нарабатывает навыки и, судя по всему, у неё это получается.

Достойное завершение учебного года. Всем спасибо! Все свободны. )

P.S.
Я благодарна Ольге Александровне за её труд, невероятное терпение и понимание, за стремление сделать процесс обучения Лены интересным, радостным, комфортным.


Комментариев нет:

Отправка комментария